Психологическая служба

     psy3

 Психолог

Гу Белекмаа Валерьевна 

Основные направления деятельности психолого-педагогической службы колледжа

Психологическое сопровождение студентов в образовательном учреждении

     Подготовка активного специалиста с развитым самопознанием, самоорганизацией, способного к социальной адаптации, раскрытию собственных сил и потенциала невозможно без психологических знаний. Как известно, преподаватели работают со студентами юношеского возраста, со всеми ему присущими психологическими особенностями. Таким образом, проблемы возникают всегда и нужно уметь их разрешать с целью содействия полноценному и своевременному психологическому развитию студента, обеспечения его психического здоровья  и эмоционального благополучия.

    Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности студента осуществляется по следующим направлениям:

  • психологическое диагностирование;
  • психопрофилактика и коррекция;
  • психологическое консультирование;
  • психологическое просвещение.

    Психодиагностика направлена на выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психологического состояния студентов.

    Так, в период с сентября по декабрь диагностируются студенты первого курса по проблемам адаптации, тревожности и выявляются «группы риска».

    Для прогнозирования развития состояния межличностных отношений в учебной группе исследуются уровень благополучия во взаимодействии членов группы и их социометрический статус.

       В группах 2-4 курсов психологическое обследование проводится выборочно по проблемам межличностных отношений, изучению  психофизиологических, характерологических особенностей личности, самооценке, конфликтности, поведенческим характеристикам и т.д. Любая психодиагностическая деятельность является элементом целостного процесса и обретает смысл и ценность лишь во взаимосвязи с другими элементами, чаще всего профилактической и коррекционно-развивающей деятельностью.

    В рамках данного направления проводятся следующие мероприятия:

  1. Выступления с методическими докладами на педсоветах, семинарах заседаниях кураторов, родительских собраниях. Например:
  • Проблемы адаптации первокурсников;
  • Проблемы во взаимоотношениях между подростками и родителями;
  • Психология юношеского возраста и формирование самосознания;
  • Мотивация к учебной деятельности;
  • Эффективное общение с родителями;
  • Наркотическая  зависимость и ее профилактика и др.

    Традиционным мероприятием для преподавателей стало проведение семинара-практикума на разнообразную тематику: «Особенности юношеского возраста», «Как повысить стрессоустойчивость», «Основы педагогического общения».

Психологическое консультирование проводится в течение всего учебного года по заявкам кураторов, родителей, студентов и по результатам диагностик. Направлено на оказание помощи студентам, испытывающим трудности в общении, адаптации к новым условиям жизни, оказание помощи и поддержки участникам образовательного процесса, находящимся в стрессовом состоянии или в состоянии сильного эмоционального переживания, помощи в решении конфликтных ситуаций.

    Важное направление в деятельности психолога занимает просвещение, которое носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении студентов посредствам информирования родителей и преподавателей по результатам диагностики и наблюдения. Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и преподавателей с различными областями психологических знаний.

    В рамках просветительской работы среди студентов, родителей и педагогического коллектива проводятся различные мероприятия, например:

  1. Распространение психологических знаний через занятия в кружке по психологии «Познай себя», работа которого направлена на развитие у подростков психологической, социальной компетентности, миролюбия, толерантности и стремления к подлинному жизненному успеху, самореализации на благо другим и самому себе, самопознание, самосознание и саморазвитие личности.
  2. Классные часы для студентов по различным актуальным темам.

Подборка материала и разработка методических пособий для проведения уроков, классных часов, индивидуальных и групповых бесед. Например:

  • «Можно ли улучшить свою память?»;
  • «Правила хорошего настроения»;
  • «Конфликт и пути его разрешения» и др.
  1. Выступление на родительских собраниях и педагогических семинарах по темам:
  • «Учёт темперамента в учебно-воспитательной работе»;
  • «Взаимоотношения с подростком»;
  • «Психологическая поддержка родителями своего ребенка в период сессии»;
  • «Влияние эмоциональной среды на успеваемость студентов».

    Таким образом, задача педагога-психолога состоит в том, чтобы помочь студенту раскрыть свои возможности, обрести уверенность в себе, подкрепить то положительное, что есть в его личности, удержать от неблаговидных поступков. Потому что вовремя оказанная поддержка освобождает студента от множества проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит полноценно жить и учиться.

    Роль психолого-педагогического сопровождения в воспитательной системе колледжа велика. Педагог «сеет разумное, доброе, вечное», а психолог – направляет в нужном направлении.

Примерный перечень методико- психологической диагностики учащихся

  1. Цветовой тест по определению эмоционального состояния человека (М. Люшер)
  2. Рисуночные методики по диагностике эмоционально-аффективной сферы: «Нарисуй человека», «Дом, дерево, человек», «Человек под дождем», «Несуществующее животное».
  3. Методика по изучению учебной мотивации (Н.Г. Лусканова)
  4. Социометрия (Дж. Морено)
  5. Методика определения уровня тревожности (Ч.Д. Спилбергер (адаптация (Ю.Л. Ханина)
  6. «Психологический климат» (авт. Фидлер), самооценка и уровень притязаний («Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)
  7. Изучение эмоционального состояния. Неоконченные предложения (рассказы). Опросник личностной социализации (М.А. Панфилова)
  8. Изучение особенностей личности (М. Айзенк)
  9. Изучение особенностей личности (Метод назависимых списков личности Будасси)
  10. Опросник структуры темперамента (Я. Стреляу)
  11. Определение ценностных ориентаций (Анкета М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой)
  12. Стандартизированные прогрессивные матрицы (Равен )
  13. Опросник социально- психологической адаптации (Роджерс- Осницкий)
  14. Определение уровня коммуникативных способностей
  15. Тест (Т. Лири)

Download (PDF, 514KB)

Download (PDF, 300KB)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *