История библиотечного образования в Туве

На днях библиотечному отделению, а сегодня специальности «Библиотековедение» исполняется 40 лет.

С открытия в 1976 году библиотечного отделения в Кызылском училище искусств, началось систематическое  профессиональное   библиотечное образование в Туве. Именно среднее профессиональное библиотечное образование оказалось наиболее стабильной, выдержавший большой период времени образовательной структурой, основным поставщиком библиотечных кадров Тувы.

Это событие подготовили культурные процессы – интенсивное строительство учреждений культуры, централизация библиотек, происходящие не только в Туве, но и в стране в целом. Открытие библиотечного отделения в училище искусств поддержали  министр культуры того времени М.С. Хомушку и   директор ТРБ им. А.С. Пушкина А.А.  Давыдова.

За прошедшие десятилетия не раз менялся состав преподавателей, образовательные стандарты и программы, приходили и уходили многие поколения студентов, менялись название и статус учебного заведения, но неизменным оставалась роль библиотечного отделения в подготовке специалистов средней квалификации  для библиотек Тувы – она основывалась на классических традициях подготовки специалиста-библиотекаря, которая начала складываться в России ещё в 18 веке.

Учебный план подготовки библиотечных специалистов среднего звена 1976 года включал 19 учебных дисциплин (в современном УП – их примерно 50, включая МДК), среди которых было всего три специальных – библиотековедение, библиография, организация библиотечных фондов и каталогов. Нопервом месте по объему часов и по значимости занимала «История КПСС» и «Основы научного атеизма».

Тем не менее, несмотря на такой относительно небольшой набор дисциплин, гуманитарная часть учебного плана была наполненной: изучалось четыре литературы, иностранный язык, основы эстетики, культура речи и другие дисциплины. Общепрофессиональные дисциплины вели опытные штатные педагоги училища, которым пришлось адаптировать имеющиеся учебные программы к условиям библиотечной специальности: это заслуженные учителя школ республики РТ Г.М. Фирсова  и А.А. Платонычева, Заслуженный работник культуры РТ Т.Н.  Намай, а также И.М. Афанаскин, Е.А.  Салчак, М.Д. Удумбара, Л.С. Седип и другие.

Профессиональный  цикл обеспечивали ведущие специалисты библиотеки им. Пушкина: Л.В. Сидорова, В.М. Кужелева, В.Г. Кирюшкина, К.В. Кяго. Положительным моментом было также то, что практические занятия проходили непосредственно  в библиотеках, что компенсировало отсутствие учебных материалов на отделении. На базе библиотек проводились  семинары, лекции и  практические занятия, была площадка для массовых мероприятий. Базы практики, организованные в первые годы существования отделения,  функционируют до сих пор. Руководителями первых баз практик были Т.Е. Аликина, Н.Д.  Евтифьева, Г.А. Буторовкина, В.К. Нечаева, Н.А. Латкина, М.Ф. Домарева, Е.М. Нарожных, А.И. Степаненко и  другие.

Выпуски первых лет были большие. Все выпускники получали обязательное распределение, а на учебу в вузы направлялись только  по рекомендациям училища.

В 80-е годы на  отделении стали работать штатные преподаватели: А.Я. Чихачева, Г.И. Байкара, Н.Д. Евтифьева,      М.Л. Трифонова (возглавлявшая отделение с 1993 года по 2014 г.). К одному кабинету библиотечных дисциплин добавилось ещё два: библиотековедения, библиографии и информатики; библиотечных фондов и каталогов. Подготовка библиотечных специалистов получила новое содержание и качество, образовательная деятельность в училище осуществлялась в условиях, приближенных к профессиональным. Конкурс  среди абитуриентов составлял 2-3 человека на место.

В 1984 году, кроме дневной, появляется заочная форма обучения. С 1989 года по договору с Восточно-Сибирским институтом культуры, начала функционировать двухмодульная система библиотечного образования «училище – вуз», позволившая выпускникам реализовать потребности в получении высшего профессионального образования.  В 1993 году в рамках двухмодульной системы «училище-вуз», в Кызыле на базе Регионального факультета ВСГАКиИ,  открылось заочная  форма обучения по подготовке библиотекарей высшей квалификации.  В 1996 году был сделан первый выпуск студентов в количестве 22 человек. Данная форма обучения пользовалась популярностью, более сотни  человек, имеющих среднее профессиональное образование, имели возможность получить высшее профессиональное образование, что позволило проводить перспективную кадровую политику в республике.

В 90-е гг. коренные изменения во всех сферах общественной жизни нашей страны оказали существенное влияние на характер деятельности и функции библиотек, что потребовало значительной перестройки сложившейся системы подготовки библиотечных работников.

Массовая компьютеризация библиотек, начавшаяся в начале 90-х гг., повлекла за собой преобразование всей библиотечной сферы. С 1996 г. на отделении появились первые в училище компьютеры.  Учебные аудитории стали отвечать  требованиям, предъявляемым государственным стандартом. В эти годы большой упор был сделан на укрепление материально-технической базы отделения, которая позволила ввести новые информационные технологии в структуру преподавания традиционных предметов специального цикла.

В 1997 году был осуществлён переход на государственный образовательный стандарт по специальности 0517 «Библиотечное дело». Это способствовало активизации учебно-­методической деятельности и творческой инициативы педагогов библиотечного отделения. По дисциплинам специального и общепрофессионального циклов были разработаны авторские программы.  Следуя государственному стандарту образования, педагоги осваивали совершенно новые для себя предметы, связанные с появлением информационных технологий.

Коренным образом изменилось содержание и качество подготовки специалистов в связи с введением дисциплин регионального цикла. При самостоятельном формировании содержания регионального компонента появилась возможность включения дополнительных предметов, отражающих национальное и региональное своеобразие культуры Тувы, ее традиции.  Библиотеки республики  в этот период взяли  на себя основную нагрузку по изучению, сохранению и пропаганде информации о крае, его истории, сегодняшнем дне и перспективах будущего, открывались отделы краеведческой литературы в структуре ЦБС.  Для подготовки таких специалистов в учебный план по специальности 0517 «Библиотековедение» были введены дисциплины «Библиографическое краеведение», «Тувинская литература», «Обычаи и обряды русского народа», «Обычаи и обряды тувинского  народа».

XXI век поставил новые задачи в деле подготовки специалистов  среднего звена для библиотек.

С сентября 2002 года работа ПЦК была регламентирована ГОС СПО второго поколения. Был утвержден новый учебный план и другая учебно–программная документация по специальности 0517 «Библиотековедение»,  проводилась модернизация проблематики и содержания курсов, их адаптация к новой социокультурной обстановке, были сформированы учебные курсы по выбору, дисциплины специализаций, усилена подготовка студентов в области компьютерных технологий. Базовый уровень подготовки, выбранный  в начале, оказался  недостаточным – 2-х летний период обучения не давал возможности подготовить специалиста качественно. Поэтому, сделав в 2004 г. один выпуск, ПЦК перешла на повышенный уровень подготовки, введя специализацию  «Информационное обеспечение библиотечной деятельности».

В 2000 гг. произошла смена поколений преподавательского состава, на их место были приглашены молодые, но уже лучшие в своей области специалисты библиотечного дела республики. А.А. Легостаева  сменила преподавателя библиотечных каталогов Н.Д. Евтифьеву, И.В. Подик стала преподавать библиотековедение вместо Г.И. Байкара. Нужно выразить благодарность педагогам старшего поколения за их подвижнический труд, но время неумолимо требовало других, более мобильных и знающих специалистов.

С позиций сегодняшнего времени можно однозначно сказать, что для отделения это были самые интересные и плодотворные годы:  с помощью администрации училища удалось создать современную, наверное, лучшую в училище материальную базу отделения; собрать лучших специалистов библиотечного дела Тувы  в качестве преподавателей-единомышленников, людей ответственных, творческих,  мобильных, обладающих колоссальным практическим опытом и современным взглядом на профессию.

Все это позволило реализовать многие творческие образовательные проекты, в том числе  возобновить  в 2004 г. заочную  форму обучения для практических работников, которая продолжается до сих пор. Большой заслугой ПЦК является реализация социального образовательного проекта в самом отдаленном районе Тувы – Тодже, где на начало 21 века было всего 3 работника со специальным образованием на всю ЦБС.

Несмотря на все трудности, 100 % библиотечных работников кожууна,  во главе с директором ЦБС В.Г. Тупышевой,  имеют специальное образование,   многие без перерыва успешно закончили вуз.  Такой же целевой набор был сделан для Барун-Хемчикского района, Монгун-Тайги и Сут-Холя.

Состав студентов-заочников претерпел значительные изменения. Сегодня всё чаще среднее библиотечное образование приходят получать выпускники вузов, причём к традиционным выпускникам педагогических вузов добавились юристы, инженеры, экономисты. Для всех, несмотря на полученные первоначально дипломы, рабочим местом стала библиотека, а нехватка профессиональных знаний привела в колледж.

В 2009 году Кызылское училище искусств имени А.Б. Чыргал-оола  было преобразовано в Кызылский колледж искусств. Для преподавателей отделения  это событие не стало простой сменой вывески учебного заведения, все основные тенденции развития специального образования  нашли отражение в подготовке специалистов «повышенного уровня».  Не случайно, после ухода на пенсию А.А. Легостаевой, была приглашена одна из лучших выпускниц  отделения М. Э. Бегзи. Это уже был специалист  нового типа: имея библиотечное образование и закончив  факультет «Информационные системы в социально-культурной сфере», с квалификация «Информатик-технолог», она закрыла блок информационных компьютерных дисциплин.

Подготовка специалиста обеспечивается не только дисциплинами специального цикла. Много лет работали на отделении педагоги общегуманитарных и социально-экономических дисциплин: А.А.  Платонычева, Л.П. Тугер, Н.В. Василовская, Т.Д. Монгуш, Е.Т. Бянкина и другие.

За 40 лет пройден трудный путь поисков эффективных и оптимальных форм работы и содержания. Очень много за это время сделано, пережито, достигнуто. Библиотекарь сегодня – это специалист, обладающий высоким уровнем информационной культуры, способный найти в огромном потоке информации самое необходимое, нужное, полезное. Его деятельность не ограничивается работой с традиционными носителями информации (книги, газеты, журналы). Это человек, идущий в ногу со временем, используя весь спектр новых информационных технологий: легко работая с электронной почтой, технологией электронной доставки документов, электронным каталогом библиотеки, информационно-поисковыми системами Интернет. Продуктами его деятельности являются электронные презентации, Web-страницы, базы данных. Библиотекарь сегодня – это конкурентно способный специалист на рынке труда. Он может работать в коммерческих и государственных информационных службах, библиотеках, архивах и других организациях, где существует документально зафиксированная информация.

Коллектив преподавателей специальности в союзе со студентами не только сохраняет свои традиции, преумножает материально-техническую базу, укрепляя свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, но и целеустремленно двигается вперед и достигает поставленных целей.

М.Л. Трифонова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.