Человек с активной жизненной позицией

Когда при поступлении в Красноярскую академию музыки и театра в 1995 году Чойгана Комбу-Самдан показала свою фортепианную прелюдию Фа-диез мажор («По черным клавишам»), она обратила на себя внимание той непосредственностью и искренностью высказывания, которые, как правило, присущи яркому композиторскому дарованию. Её творческий почерк не был особенно новаторским или нарочито усложненным, но в простоте музыкального языка, интонационной ясности, четко «прочитывались» истоки национальной мелодики, продолжение традиций, идущих от истоков музыкального искусства Тувы.

    В биографии Чойганы Комбу-Самдан нет ничего необычного, и вместе с тем, она очень характерна для музыкантов новой формации. Она родилась в селе Эрзин,  в семье интеллигентов (мама работала во Дворце культуры, а отец был врачом). Интерес к музыке проявился довольно рано – это и домашние музыкальные вечера, где отец играл на баяне, а мама пела тувинские песни;  и участие во всех культурных мероприятиях общеобразовательной и музыкальной школ, в клубе, в агитбригадах – всё это сыграло роль в формировании и музыкального вкуса, и выбора жизненного пути.

 В 1991 году семья переезжает в Кызыл. Чойгану приняли в Кызылское музыкальное училище на теоретическое отделение, отметив  несомненное природное дарование девочки. На третьем курсе она переходит на композиторское отделение, где первым педагогом по композиции становится Зинаида Константиновна Казанцева,  которая просто подтолкнула ее к сочинительству, зажгла в ней творческуюsvety искорку. С большой теплотой Чойгана Комбу-Самдан отзывается и о другом педагоге по композиции – Екатерине Константиновне Карелиной: «Я с нетерпением ждала каждого урока у Екатерины Константиновны, на каждом занятии она открывала мне что-то новое в технике композиции, показывала отдельные приемы работы с мелодией у разных композиторов. И что в ней меня поражало – так это свободное владение большим количеством музыкального материала разных композиторов, в различных жанрах. Уже тогда у меня сложился определенный круг тем, о которых я хотела бы писать: это доброта, красота, любовь, лирика, тема природы».

   После окончания Красноярской академии музыки и театра в 2000 году, Чойгана Комбу-Самдан начинает работать в родном училище (далее) колледже, где преподает музыкально-теоретические дисциплины. Она успешно сочетает преподавательскую работу с композиторским творчеством (с 2002 г. является заместителем председателя тувинского регионального отделения Союза композиторов России, член СК России), выступает как музыкальный редактор («Музыкальная культура Тувы в ХХ столетии» В.Ю. Сузукей, «Кара-Дашка оскен кыс мен» Лилии Куулар  (песенный сборник), «Слушание музыки» для дошкольников образовательных учреждений В.Г. Черезовой, «Чернин дээрнин сылдыстары» А. Комбу (песенный сборник), «Сольфеджио на материала музыки Тувы» З.Казанцевой (в 7-й раздел учебного пособия вошли двухголосные и трехголосные обработки песен); автор-составитель учебно-методического пособия («Ритмические упражнения на уроках сольфеджио»).

В ее творчестве уже насчитывается не один десяток музыкальных произведений в различных жанрах, написанных для различных исполнителей, которые звучат на конкурсах различных уровней.  Песня «Алдын хунге уткуй» на слова Ч. Куулар  (1 место, г. Абакан), танец «Тыванын Чаштары» в постановке А. Дирчин (Гран-при, г.Красноярск), обработки народных песен для женского хора «Деке-оо», «Опей-ыры», «Дургенчугаа» (1 место, г. Абакан),  пьеса «В верховьях Эне-Сая» для трех домр и фортепиано – 2 место, г. Абакан), «Тувинские зарисовки» в обработке  для женского хора a capella (Диплом за сохранение народных певческих традиций, г. Новосибирск). Произведения молодого автора неоднократно представляли культуру республики  на крупных мероприятиях, таких как: Дни культуры Республики Тыва (2001 г.), IХ и Х Всероссийские съезды Союза композиторов России (2006, 2010 гг.) в г. Москве. Вокально-симфоническая композиция для сопрано, симфонического оркестра с элементами горлового пения «Тывам» («Моя Тува»)  была особо отмечена  как яркое сочинение  композитора на международном фестивале в Турции (Анкара, 2013).  Чойгана Валерьевна участвовала в проекте по заказу Председателя Правительства при написании оперы «Монге аялга», (2004 г.). В 2011 г. была руководителем композиторской группы в проекте создания балета «Шыяан ам…», который стал лауреатом  Международного конкурса в г. Новосибирске.

Музыка Чойганы Валерьевны удостоена наград, завоёванных на профессиональных конкурсах композиторов:

–  Гран-При первого межрегионального конкурса-фестиваля им.В.Тока в номинации «Композиция»;

– Лауреат 2 степени третьего международного конкурса «Классика и современность в номинации «Хоровая аранжировка народных и эстрадных песен».

На будущее у Чойганы Комбу-Самдан, молодого успешного композитора  большие планы. Готовится к изданию фортепианный авторский сборник  «Челээш», есть задумки для создания новых инструментальных и вокальных сочинений.

Но талант Чойганы Валерьевны не ограничивается композиторским творчеством, она талантливый преподаватель, который творчески подходит к занятиям, находит  ключик к сердцу каждого студента; любящая жена; чуткая и заботливая мама; и просто красивая женщина! Сейчас она на пике жизненных и творческих сил и хочется ей пожелать оставаться там как можно дольше!

Её труд отмечен высокими правительственными наградами:

Почетная грамота Министерства культуры РТ (2013 г.);

Благодарность Главы РТ (2014 г.)

12 ноября 2016 г. в Национальном музыкально-драматическом театре им. Виктора Кок-оола Чойгана Комбу-Самдан отмечает свой творческий отчёт. В концерте прозвучат многие интересные сочинения автора. Пожелаем молодому успешному композитору, преподавателю, да и просто хорошему человеку с активной жизненной позицией дальнейших творческих успехов.

О. Борисенко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.