В честь создателей духовых инструментов

Афиша 6

6 ноября в Концертном зале нашего колледжа состоялся концерт Духового оркестра Правительства Республики Тыва. Концерт был посвящен юбилейным датам: 200-летию со дня рождения Адольфа Сакса и 160-летию – Филиппа Суза.

В программе прозвучали произведения различных композиторов, в том числе Иоганна Штрауса, Эннио Морриконе, Генри Манчини, Валерия Халилова. Программа получилась разнообразной, интересной и состояла из трех частей: 1 часть была посвящена А. Саксу, 2 часть – Ф. Суза, в 3 части исполнялись марши разных композиторов.

Бельгиец по происхождению, парижский мастер духовых музыкальных инструментов Адольф Антуан Жозеф Сакс (1814–1894) вошел в историю музыки как изобретатель инструмента, получившего название по имени своего создателя – саксофона. Теперь трудно представить себе любой духовой оркестр без семейства саксофонов.

Американский композитор и дирижер духовых оркестров Джон Филипп Суза (1854–1932) знаменит как «король маршей» и изобретатель геликона – инструмента, родственного тубе. Тувинским музыкантам геликон помог в конном дефиле, потому что он одевается на корпус исполнителя, позволяя одновременно играть и управлять конем.

Концерт удался – все номера были хорошо отрепетированы, слушались легко, с интересом. Атмосфера в зале была по-настоящему домашней, уютной. Нам особенно понравились «Южный марш», «Розовая пантера», трио трубачей. Из дирижеров приятное впечатление оставила артистка оркестра Араптан Алдынай. Молодые музыканты – недавние выпускники колледжа – показали, в целом, достойный уровень исполнения.

К сожалению, общее впечатление от концерта было несколько подпорчено некоторыми нюансами. Невнятная речь ведущего, который бубнил что-то себе под нос, не позволила публике расслышать названия и имена многих исполняемых произведений и авторов. Один из валторнистов слишком демонстративно освободил свой инструмент от биологических выделений, что вызвало у некоторых слушателей неприятные ощущения. Очевидно, оркестрантам следует обратить внимание на культуру поведения на сцене и привлечь грамотного ведущего.

Подобные концерты, безусловно, нужны в плане просвещения, расширения кругозора студентов колледжа и любителей музыки. Надеемся, что подобные программы будут проходить чаще.

 

Дагвалдай Алдынай, Антонина Лапшакова, Сугдэр Лудуп –

студенты 4 курса специальности «Теория музыки».

 

Суза Джон Филипп (Sousa John Philipp) (настоящее имя Зигфрид Окс, Siegfried Ochs) (6 ноября 1854, Вашингтон — 6 марта1932, Рединг, Панама), американский композитор, капельмейстер, скрипач португальско-немецкого происхождения. Псевдоним «Суза» расшифровывается как аббревиатура от лат. Super Omnia USA («Америка превыше всего», либо от Siegfried Ochs, USA).

Самостоятельно освоил тромбон в возрасте 10 лет, в 1864-67 учился музыке в Вашингтоне у Джона Эспуты (скрипка, сольфеджио) и Джорджа Ф. Бенкерта (гармония, композиция). Играл в военном оркестре американского морского корпуса (в 1890-92 руководил им). С 1872 работал как дирижер и скрипач варьете, гастролировал в 1875 как скрипач с театральным оркестром. В 1892 организовал собственный брасс-бэнд, с которым совершил ряд турне по США, в Европу (1900, 1901, 1905), Канаду (1903), а также кругосветное путешествие (1910-1911).

Международную известность приобрел в основном благодаря оркестровым произведениям, особенно маршам (около140), за которые удостоился прозвища «Король маршей». Для своего прославленного оркестра сочинял также рэгтаймы, включал в его репертуар обработки блюзов и других негритянских мелодий. Оказал несомненное влияние на формирование стилистики раннего джаза и состав традиционного джаз-бэнда.

Кроме маршей, Суза написал 11 оперетт («Дезире», 1884, «Капитан», 1895, «Нареченная»,1897, «Шарлатан», 1898, «Фриланс», 1906, и др.), во многом подготовивших возникновение американского мюзикла, 20 вальсов, opкестровых сюит, фантазий, попурри, симфонической поэмы «Состязание колесниц», кантаты, хорового сочинения Te Deum, около 50 песен. Суза является создателем духового оркестра концертного типа (близкого к симфоническому оркестру), изобретателем сузафона (разновидность геликона с плоским широким раструбом), получившего распространение в военной духовой музыке и традиционном джазе. Опубликовал 5 романов, автобиографическую книгу Marching Along (1928), сборник «Национальные, патриотические и типические песни всех стран» (1890). Среди самых популярных маршей Сузы: Semper Fidelis (1888), Washington Post (1889), The Liberty Bell (1893), The Stars And Stripes Forever (1897).

 Биография

Отец Адольфа, Шарль Жозеф Сакс, был известным мастером духовых инструментов, самоучкой. Изготовлявшиеся им кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что в 1820 году его назначили придворным музыкальным мастером, и с тех пор он получил немало почетных дипломов и медалей, более десятка авторских свидетельств. Музыкальные способности и интерес к конструированию передались детям мастера, и более всего старшему из одиннадцати детей — Адольфу (Антуану Жозефу).

В 1836 году из Бельгии Сакс эмигрирует во Францию. У него много последователей и не меньше врагов. В 1842 году Адольф Сакс открыл в Париже фабрику духовых инструментов, где он и получил широкую известность как изобретатель и проектировщик.

Адольф Сакс усовершенствовал почти все известные человечеству духовые инструменты. Создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров «саксгорны».

Мировую известность принесло изобретение саксофона. Адольф Сакс, взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. Патент на саксофон получен 23 июня 1846 года.

За пять месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело — его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».

Ведущие композиторы Франции восторженно отозвались о новом инструменте. С 1857 г. Адольф Сакс вел класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.

Однако вскоре Сакс стал жертвой недобросовестной конкуренции. Другие мастера музыкальных инструментов неоднократно подавали на него в суд, обвиняя в плагиате. В итоге судебные расходы разорили Сакса, его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась, а многолетние тяжбы подорвали его здоровье.

Прожив долгую жизнь, Сакс не дожил до джаза и умер в бедности. Он был похоронен на кладбище Монмартра.

Интересные факты

Адольф Сакс был изображён на банкноте в 200 франков, находящейся в обращении до введения в Бельгии евро. На обратной стороне этой банкноты были изображены силуэты саксофонистов и силуэт собора и цитадели Динана (родного города Сакса).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.